Обучение и ходьба по граблям

Что мешает обучению, кроме лени и отсутствия способностей? Немного рассуждений на тему.

Многим очень трудно смириться с тем фактом, что упорный бездарь достигает бОльших высот, чем талантливый лентяй.

Тут мне могут возразить, сославшись на то, что талантливому достаточно только немного поднапрячься — и он снова «лучший». Возможно. Но лично я таких не встречал. Зато высказывания на подобие «да тут всё и так ясно», а затем «да я умею программировать, только надо выучить синтаксис и про сортировки почитать» слышу регулярно. Вообще, присваивать себе незаслуженный статус, на основании гипотетической возможности его заслужить, любят многие. И самое главное — ничего не надо делать, так как существует ощущение, что успех совсем близко. «Зачем работать? — Я же В ЛЮБОЙ МОМЕНТ могу быстро во всём разобраться».

К тому же, чем дольше «талантливый» и «уникальный» дает фору, тем сильней ему придется напрячься для обгона бездаря. Когда разрыв становится непреодолимым, «уникум» бросает дело под бодрые возгласы «мне это не пригодится», «неактуально», «лучше буду учить Пайтон, потому что современно» и т.д.

Труд у таких людей — это вещь всегда спонтанная. Резко упёрся в одну тему и пашет часа два. Не получилось — ну и не сильно хотелось! Результат у такого подхода всегда около нуля. А если текущего уровня достаточно для того, чтобы удивить кого-нибудь несведущего, то на этом обучение завершается. «И так все отлично, поскольку окружающие считают меня умным». «Можно расслабиться».

Вообще, для многих подростков основной задачей является привлечение внимания. И неважно — каким способом это внимание будет получено: хождением по улице с ревущей китайской колонкой или проговариванием заумной информации с претензией на понимание. Причем, последнее желательно осуществлять в компании или аудитории — так, чтоб все видели и слышали. Тут важно нахвататься «умных» терминов и комбинировать их по всякому. Главное — не нарваться на понимающего их человека. Такой подросток «все знает о гипотезе Пуанкаре», но не знает формулу дискриминанта.

Рано или поздно наш любитель быстрых и «выдающихся» результатов осознает, что тупой сосед Вася, задавая тупые вопросы и долго ковыряясь в очевидном, делает заметные успехи. Такая ситуация вызывает у «гения-скорострела» нарастающий баттхёрт и ощущение «нечестной игры». Что же нечестного делает Вася? — вроде, у него и так всё туго идет. А вот что — планомерно и упорно трудится, повторяя схожие по внешним признакам действия. Вот гад!

Игнорировать подобное обстоятельство «гений» не может и старается обесценить чужой труд.

Выдвигается мощное заявление о том, что Вася «задрот», так как он долго и нудно учится. Как правило, подросток не понимает тонкостей в определениях, которые применяет. Для «гения» нет никакой разницы между «прокачать знание иностранного языка до разговорного уровня» и «прокачать эльфа до 80-го». Кроме того, наличие не выпендривающегося (а значит «серого» и «унылого») конкурента, который «просто сидит и чё-то пишет», постепенно становясь «лучше, чем я», жутко бесит. А не вкалывает наш «уникум» (по его словам), не потому, что не привык, а потому, что боится заработать упомянутое прозвище.

Если кто-то из окружающих начнет аргументированно защищать Васю, то «одаренный индивид» врубит на всю катушку старое доброе нытьё про «неактуально», «ненужно», «как это мне поможет в жизни?!» и т.д.. Комбинация мегадоводов в пользу бездействия, как правило, завершается коронной фразой «я просто не хотел, а вот если бы захотел, ух тогда бы…».

Замечу, что вопрос «как это мне пригодиться в жизни?» — это результат банального нежелания адаптировать свои знания и умения к среде.

В понимании «ярких индивидуальностей» всё должно быть конкретно и наглядно как в фильме «Идиократия». Всё и сразу должно быть применимо. На выходе получаем человека вроде-бы-умного, но не умеющего оперировать абстрактными понятиями, а также обобщать информацию и делать выводы. В понимании таких «перспективных и успешных» чуваков процесс обучения должен завершиться синхронно с окончанием учебного заведения. А в заведении должны преподавать только то, что потребуется в дальнейшей работе.

Такие экземпляры любят регулярно рассказывать, что университет им ничего не дал, так как на лекциях по экономике никто не говорил про форму 2-НДФЛ, например. До того, что каждая конкретная форма является следствием тех принципов, которым обучали в универе, додуматься слишком трудно.

Забавно, что юный борцун с системой сам требует полного ей соответствия и выключения собственных мозгов.

107

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.